Текст погибшего журналиста

Валера Донской и «оттуда» их достал/ Текст погибшего журналиста Валерия Донского. Этот текст журналист Валерий Донской написал уже в Москве, когда его «ушли» с «Электрон-ФМ» в Крымске. По некоторым причинам текст тогда выйти так и не успел. Валера умер.

Мы познакомились, когда в 2012 году приехали от Радио Свободы снимать фильм о наводнении в Крымске. Где искать местную информацию, контакты? У местных журналистов. Валера нам очень помог. Он был, фактически, единственным, кто передавал всю реальность происходящего. Как во время наводнения, так и после него. Приехали – встретились. Прямо в студии «Электрон – FM». Час проговорили, записали Валеру для фильма, и он убежал в эфир.

В условиях тотальной давки информации о Крымске, «Электрон» был единственным, кто, скажем так, «сопротивлялся». Тогда была еще история о Валере вообще. Парень работал в Москве, но вернулся на родину родителей на Кубань, чтобы «встряхнуть» местные медиа, чтобы сделать так, чтобы гласность не затухала за пределами МКАД и чем дальше, тем сильнее.

Валеру уважали. И ненавидели. Сильно уважали и сильно ненавидели. И тот знаменитый «казачий захват» редакции в Крымске… Кем его только не называли. Угрожали, обзывали, издевались. А он стоял и вел эфир у них на глазах. Его главное оружие было – эфир. Он верил в свободу слова. Обстоятельства сложились так, что с «Электрона» он ушел. Или попросили. Или сделали так, чтобы сам ушел. «Уйти» журналиста несложно. Хорошего.

Никого не обвиняю – знаю сложную ситуацию в холдинге. Как их давили, угрожали, пугали, затаскивали по судам. Владелец «Электрона» Николай Попов – мы восхищались его твердостью в борьбе за свои медиа. Но что-то все-таки произошло.

Валера ушел с радио и поехал в Москву. Он профессионал и всегда верил, что в столицу он возвращается, ну как домой. Пусть и на радость местным крымским казакам, которые орали на него: «Вали в свою Москву к жидам, падла, фамилия-то у него какая еще, вот гад!»

А тут Валера столкнулся с тем, что в Крымске, во времена «до наводнения» он был больше востребован. Работодателями. Все изменилось с тех пор, как он уехал из Москвы в Крымск. Здесь не нужны журналисты. Здесь нужны «исполнители воли учредителя». С работой были проблемы. Помню, как Валера обращался в Фэйсбуке, мол, есть у кого работенка на примете? Это, Валер, не один ты задавал такой вопрос. Не нужны стране журналисты. Проблемы от них только. А проблемы никому не нужны. Нужны деньги. И СМИ выполняют заказ на информацию не для читателей, а для учредителей. Вот и все. А Валеры Донские им не нужны. Им нужны Соловьевы, Киселевы и прочие «управляемые говоруны».

Пробовал Валера вернуться. В Славинске-на-Кубани в прошлом году, предлагали возглавить радиостанцию. Новый проект. Но кинули. Оборудование, как говорил Валера: «как на вокзале». Договоренности, которые были ранее – рухнули. Валера опять уехал в Москву. В марте Валера был на Майдане. Фриланс для французского информагентства. Потом поехал на Донбасс. Тоже фриланс.

По тому, что известно  – попал в плен,  задержали сепаратисты. Есть только его смс от 29 сентября: «Мы тут пять дней назад загремели в плен на границе. Нас держали в жутко холодном железном бараке. Три дня мерз, как с*** и молился богам эфира. Через три дня нас выпускают и мы мчимся мск. Тут я попадаю в больницу. Меня откачивали сутки. Двухстороннее воспаление легких. Вот она работа».

Это смс Валера прислал 29 сентября своей бывшей коллеге по «Электрон-ФМ». Больше сообщение от него не было. Сегодня еще какое-то время я надеялся, что это ошибка, что пост в Фэйсбуке, а потом и информация в «Новой газете» от Жени Титова – «ранняя паника». Но мои надежды не оправдались. Сегодня в морге при районной люберецкой больнице прошло прощание с Валерой.

Его отец 14 октября приехал в Москву за телом. Чтобы увезти на родину – в Абинск. Журналист Валерий Донской умер в реанимации люберецкой районной больнице 10 октября от тяжелой двусторонней пневмонии. Похороны Валеры прошли 15 октября на Новом кладбище Абинска в 15 часов. Кто не знает, Абинск – это город через железную дорогу от Крымска. Валера бился за Крымск, рядом с ним и был похоронен.

Валера хотел, чтобы этот текст был опубликован.

Думаю, так будет правильно.

Дмитрий Флорин, редактор "Интеркавказ".

Секреты гласности

АВТОР: Валерий Донской

ЗАГОЛОВОК: Казаки, которых нельзя забыть

ВРЕЗ: Как журналист может превратиться во врага казаков? (текст публикуется без изменений - ред.)

Около двух лет я проработал в Крымске шеф-редактором единственного на Кубани независимого радио – «Электрон ФМ». Самому большому давлению она подверглась однажды, весной 2013-го. Исходило оно вовсе не от администрации, а от казаков.

Удивительная история: тридцать людей в казачьей форме обманным путем проникли в телерадиоцентр «Электрон», пытались остановить работу студии, а местная полиция закрыла глаза и бездействовала: «Какой же это митинг? У них нет ни плакатов, ни стендов». Зато у этой пестрой толпы могло быть травматическое оружие, так как накануне  губернатор Краснодарского края Александр Ткачев предложил разрешить представителям казачьих дружин вооружаться «травматикой». И неизвестно, чем бы тогда закончилось противостояние радио и этноса, если бы к экстремистским высказываниям о том, что журналисты «находятся на их, кубанской, казачьей земле», в ход для профилактики применили бы разрешенное травматическое оружие.

Гимн, в котором нет экстремизма?

 «…О тебе здесь вспоминаючи,/ Как о матери родной,// На врага на басурманина / Мы идем на смертный бой»…

Гимн Кубани – это народная песня «Ты, Кубань, Ты наша Родина». Она написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память их боевой славы в первой мировой войне. Автор слов – полковой священник Константин Образцов.

Песня сразу привлекла внимание воинов. Военные песни их репертуара, как правило, описывали картины походов, сражений, где участвовали казаки. А в новой песне нет ничего батального, внешнего, описательного. Свое содержание – чувства – она передает просто и задушевно.

Текст песни написан в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Казаки вспоминают «станицы вольные: родной отцовский дом» и бьются насмерть с «врагом-басурманином», чтоб жила их святая родина.

О том, что в казачьей теме можно усмотреть признаки экстремизма, заметил в конце октября 2013-го глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он предложил обратиться в Конституционный суд для проверки гимна Кубани на наличие в нем призывов к межнациональной розни. Этот текст под названием «Ты, Кубань, Ты наша Родина» принято считать еще и гимном Кубанского казачьего войска. 

На очередной сессии Народного собрания республики Дагестан депутаты обратили внимание на гимн Кубани: «Возьмите гимн Краснодарского края, это в наше время, в 1995 году, утвердили этот гимн. Это же позор, и никто этим не занимается. «О тебе здесь вспоминаючи, как о матери родной, на врага, на басурманина мы идем на смертный бой» — для чего такие слова записывать в гимн, травить одних верующих на других верующих», — сказал председатель парламента Хизри Шихсаидов.

В кубанском же парламенте по поводу претензий дагестанских коллег заявили, что «басурманин» – это собирательный образ врага. Депутат Законодательного собрания Краснодарского края Алексей Гусак напомнил, что Кубань, так исторически сложилось, всегда была на острие борьбы с внешним врагом.

Вот и пришли современные представители казачества бороться с внешними и внутренними врагами на единственную в регионе не государственного радиостанцию «Электрон ФМ», написав предварительно бумагу для вручения генеральному директору с требованием уволить журналиста Валерия Донского, иначе сорокапятитысячное кубанское казачье войско будет действовать согласно казачьим традициям.

Почему они негодовали?

В феврале 2013-го произошло покушение на кошевого атамана Николая Нестеренко, в котором погиб его водитель. Одна из ключевых версий причин покушения – коммерческая деятельность атамана. Нестеренко, по некоторым данным, владеет крупным рынком в курортном городе Анапа. В прямом эфире «Электрона» мы подняли тему: раз руководство войска находится на государственном обеспечении, как и чиновники, может быть, им также стоит запретить собственный бизнес?

В сентябре 2012 года стартовал проект губернатора Ткачева: вместе с полицейскими на улицы городов и станиц Кубани вышли регулярные казачьи дружины, получающие за дежурства–прогулки около 25 тысяч рублей в месяц.

На мой взгляд, это очень порочная практика. Казачество посадили на так называемую бюджетную иглу, отказываться от которой оно совершенно не желает. Не секрет, что некоторые казачьи руководители используют свои должности в продвижении личного бизнеса: открываются свадебные салоны, авторемонтные мастерские и продуктовые магазины, торгующие фальсифицированными спиртными напитками.

Поэтому в эфире радио я предложил перенести особое отношение к депутатам Госдумы и на казаков: давайте и казачеству запретим заниматься коммерческой деятельностью. Деньги им и так выделяет государство, а возникают конфликт интересов и этические вопросы. Вот и пришли казаки защищать свои бизнес интересы туда, где почувствовали опасность. Атаманы изначально шли на прямой эфир, но потом отказались от бесплатного рейтингового микрофона.

После тридцатиминутного накала страстей в холле телерадиоцентра «Электрон», люди в казачьей форме стали расходиться по своим делам, напоминая организаторам несанкционированного митинга: «Где бочка вина, я спрашиваю. Где бочка вина»?

Я как редактор «бусурманской» радиостанции в течение всего времени, когда на частной территории находились люди в казачьей форме, вел прямой репортаж из бурлящего ненавистью холла телерадиоцентра. Мне было важно привлечь внимание правоохранительных органов на блокирование работы средства массовой информации и рассказать слушателю об очередных шалостях, которые позволяют себе представители казачьего этноса.

Слушатели отозвались мгновенно, а начальник крымской полиции полковник Иван Гернеший появился в дверях блокируемой радиостанции на двадцатой минуте неравного боя, по пути приветственно расцеловав каждого второго нарушителя общественного порядка.

Когда про акцию казаков написали коллеги из других СМИ, атаман Кубанского войска, а по совместительству – вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда заявил, что длительный период времени Донской «организовывал настоящую травлю реестровых казаков Кубанского казачьего войска и представителей РПЦ». «Почему же все об этом умалчивают? Только показали, что вот пришли несогласные! Да, туда пришли казаки. Частично. Около тридцати казаков. А остальные – около пятидесяти человек – жители Крымска, которых речи этого человека довели до точки кипения. Их никто не организовывал. Они сами пошли. Что плохого в том, чтобы народ открыто мог выражать свое мнение? Это и есть – гражданская позиция». Он подчеркнул, что «казаки не организовывали драк и других неправомерных действий». «Лично я считаю, что они молодцы! Что они показали свою гражданскую позицию. Позицию настоящих казаков», – сказал Долуда.

Очень удобная позиция у главного казачьего атамана. Получается, что, если совершил нечто спорное с точки зрения закона, то ты не казак, а обычный горожанин. Если совершил подвиг, спас тонущих пьяных женщин в Азовском море – только казак. Складывается впечатление, что такой подход может применяться и в случае правонарушений со стороны казаков-дружинников, владеющих уже личным травматическим оружием. Задержал преступника – казак. Незаконно начал стрельбу – просто частное лицо.

Конечно, такие беззакония могут совершаться только с полного согласия руководства. Сразу после такого заявления я купил книгу «Уголовный кодекс РФ» и отправил по почте на имя уважаемого и авторитетного вице-губернатора Николая Долуды, чтобы руководство Кубанского войска не забывало, что Краснодарский край – это часть Российской Федерации, что мы живем по современным законам, а не по утраченным временем и обесцененным казачьим традициям.

Интересно, если бы нечто подобное казаки устроили в каком-нибудь другом, не кубанском городе?

Вот лишь некоторые казачьи реплики, адресованные журналистам телерадиокомпании «Электрон» в момент блокирования СМИ:

«Вы приехали из Москвы и оскверняете наших предков. Это казачья земля. Вы ведете себя не по-казачьи».

«Вы живете на кубанской земле. А ваша земля в туалете, вашей земли нет».

«Ты зачем приехал сюда?».

«Ты еще не получил, но получишь».

«Понаприезжает сюда кацапье и командует».

«С этими врагами разговор у нас короткий».

«Таким не место на нашей земле, пусть едет в свою Москву».

Для сведения: в период с 2012 по 2013 годы из бюджета Краснодарского края на казачьи дружины, согласно официальным казачьим источникам, должны потратить порядка 819 миллионов рублей.

Финансирование такого явления, как казачество – априори трудно контролируемое с точки зрения движения средств и дальнейшей отчетности. Это прекрасная биологическая среда для возникновения не только коррупции, но и криминала. Может быть, казачество должно быть голодным? Без легких денег казакам проще было бы чтить народные и православные традиции.

 

Кто руководит казаками Крымска?

Весной 2013 года «Электрон» получил письмо от казаков Крымска, которые оказались небезразличными к ситуации вокруг местного казачества. Среди других адресатов в копии значились, в частности, Русская Православная Церковь, председатель Совета РФ по делам казачества; государственное учреждение «Казаки Кубани»; руководитель Департамента Краснодарского края по делам казачества; глава Администрации Крымского района и несколько телеканалов.

Не уверен, что все заявленные в этом списке люди прочитали письма с таким содержанием. Позволю себе пересказать его суть.

Известно, что в июле 2011 года на выборах в должность атамана Крымского районного казачьего общества произошел скандал, получивший широкий резонанс и бросивший, по словам авторов письма, «пятно позора на славное имя Кубанских казаков».  Атаман города Крымск Олег Кобылинский, был уличен в получении взятки за фальсификацию результатов выборов атамана Крымского района, отдав в залог знамя Крымского городского казачьего общества.

Данный инцидент получил широкую огласку в средствах массовой информации и вызвал возмущение среди местного населения. В ходе разбирательства стал известен факт, который также описан в письме: оказывается, атаман города Крымск Краснодарского края Олег Кобылинский раньше до осознания себя казаком, любил наряжаться в женские одежды. В таком неожиданном амплуа проводил не только корпоративные мероприятия и свадьбы, но и выступал на общегородских праздниках, чем заслужил в городе Крымск  прозвище «Атаманша».  Резонанс в обществе был настолько велик, что комментарии о выявленных фактах перевоплощения мужчины в антисанитарного вида женщину с щетиной, пришлось давать атаману Таманского казачьего отдела Ивану Безуглому: «За 20 лет моему служению казачеству более гнусной истории я не помню… На твоем месте, Олег Адамович, я бы подал рапорт об уходе и уехал из города».

К октябрю 2011-го Олег Кобылинский утратил доверие казаков и был отстранен от должности атамана. В январе 2012-го провели выборы нового атамана, где большинством голосов был избран молодой атаман Александр Винниченко. Он сильно отличался от предыдущего. Думаю, неслучайно приток молодых людей в ряды казачьего общества после его прихода увеличился.

Как пишут авторы письма Сергей Коваленко и Николай Рябушенко, дальше в казачьей идиллии начались совершенно непонятные события. Атаман Таманского казачьего отдела казачий полковник Иван Безуглый (поменял профессию и изменил свое мнение) в молодом атамане увидел угрозу своему авторитету и развернул кампанию против Винниченко. В итоге Винниченко отстранили. Олег Кобылинский, прославившийся в народе как «Атаманша», вновь стал атаманом.

Вскоре стало известно, что Кобылинский снимался в порнороликах, снятых на мобильный телефон. Фильмы с участием порноатамана после утери телефона хозяином получили широкое распространение среди жителей Крымска.  Чтобы не быть голословными, авторы письма отправили DVD-диск, на котором видно: они ничего не выдумали. Для того чтобы не попасть под статью о распространении порнопродукции, авторы письма выслали лишь один небольшой сюжет из множества существующих. 

Казаки Крымска спешат напомнить, что «Олег Адамович Кобылинский является государственным служащим ГКУ КК «Казаки Кубани», женатым человеком и православным христианином». «Легко догадаться, какой пример Кобылинский подает подрастающему поколению города», – завершают свою мысль авторы письма, –  «Неужели Кубанское Казачье Войско испытывает такой кадровый голод, что доверяет ему самое святое, что у нас есть – нашу с вами молодежь».

 

Несколько «Почему?» казачьим чиновникам

Проработав на Кубани без малого около двух лет, я получил, пожалуй, самый большой опыт общения не только с казаками, трусливыми чиновниками, но и с местными жителями. Краснодарский край – один из многонациональных регионов Российской Федерации. Я не перестаю возмущаться узаконенной «программой», в которой казачество превозносится над другими национальностями: казачьему обществу выделяют бюджетные кубанские деньги на развитие, при этом чиновники, видимо, забыли, что в регионе существуют и другие общественные национальные организации. Казачество – это этнос, группа, и никогда оно не было национальностью.

Сегодня по соседству с настоящими и другими казаками живут греки, украинцы, адыги и представители других национальностей. Разве это не форма проявления фашизма, когда одна группа людей структурно выделяется на многонациональной палитре Кубани, финансируется из бюджета?

Отношение местных жителей к тому, что происходит в рядах казачьих – более чем безразличное.

Тем временем нам вместе, как мне кажется, стоило бы попытаться ответить на некоторые принципиальные вопросы. Например, такие.

Почему во время наводнения в июле 2012 года, когда по халатности чиновников погибли сотни жителей Крымска, казаки не проявили должного мужества и не объявили через СМИ об истинных масштабах катастрофы? Напомню, именно казаки в первые дни ликвидации стихии владели полной картиной того, что происходило в Крымске.

8 июля 2012 года один из казаков, который собирал тела погибших, рассказал журналистам о том, что жертв наводнения оказалось гораздо больше, чем об этом говорят местные власти. По его словам, только его группа собрала в одну фуру тела трехсот погибших. Медсестра местной больницы в Крымске рассказала корреспондентам, что днем в субботу она приезжала в крымский центральный госпиталь, и тогда там было 1080 опознанных тел.

Сколько тел оказалось в итоге – точно сказать невозможно. Всего, по официальным данным, после затопления пострадало 34650 человек, погибли 168 человек, из них 153 в Крымском районе. В Крымске сложно найти человека, который искренне верит в эти цифры. Напомню, в ночь с 6 на 7 июля 2012 года в Краснодарском крае случилось сильное наводнение. Наибольшее количество жертв и разрушений пришлось на Крымский район. В Крымске было затоплено 4870 домов, из них разрушенными оказались 1370 домовладений.

Издание «Спецназ России» в октябрьском номере 2013 года вспоминает события в Крымске 2012 года, описывая действия казаков во время чрезвычайной ситуации. Оказывается, согласно журналу, «никто в Крымске не может дать более точной и достоверной информации о количестве жертв наводнения, чем казаки, которые осуществляли розыск и перевозку тел погибших. Двое из них — Владимир Сокуров и Евгений Любогощев – участвовали в спасательных работах с первых минут стихийного бедствия.

На своих «Камазах» они проезжали, где это было еще возможно, снимали людей с крыш сараев и гаражей, сигналили во дворах, давая понять, что пришла помощь». Мало кто знает, что казак Владимир Сокуров, который до недавнего времени был правой рукой казачьего атамана Ивана Безуглова, летом 2013-го фигурировал в деле о хулиганстве и нанесении имущественного ущерба. В этой кровавой резне в ноябре 2012 года пострадал избранный молодой атаман Александр Винниченко. Добавлю, что так называемый Камаз казака Сокурова давно был не на ходу и стоял рядом с его домовладением, покрываясь ржавчиной. Непонятно, каким образом машина могла восстать в дни наводнения и участвовать в ликвидации ЧС? Очередная казачья мистика.

Почему, когда местные чиновники решили разослать письма пострадавшим в наводнении с требованием вернуть часть компенсаций за якобы непострадавшие части домов, ни один представитель казачьего общества не вышел к администрации хотя бы в одиночном пикете и не попытался остановить административное безумие? Семьи казаков сами пострадали в наводнении. Все видели, какой ущерб нанесен домам – так, что в них просто не могло быть не пострадавших частей. Об этом обстоятельстве представители казачества предпочли забыть и не муссировать вопрос в чиновничьих коридорах.  

Почему, когда мокрые дома в Крымске по приказу администрации стали обшивать сайдингом, никто из представителей казачества не выступил против этой инициативы? Почему они ждали, когда на стенах станет проявляться плесень?

Почему, когда в центре Крымска, на месте, где проходят все городские праздники, чиновники, не спросив общественность, стали спешным образом строить монумент памяти погибшим в наводнении, ни один представитель казачьего общества не обратился с вопросами к администрации. Жители Крымска до сих пор возмущены тем, что чиновники не посоветовались с общественностью о месте строительства памятника. На площади Ленина, где установили памятник, проходят все массовые гуляния и празднества, демонстрации и, в зависимости от масштабов веселья, тут же надуваются резиновые «лунопарки» и разворачиваются аттракционы. Внутрь памятника поместили лицо скорбящей женщины, направленное на городскую кондитерскую, на козырьке которой с открытия этого заведения установлен трехъярусный торт. Казаки в очередной раз отмолчались.

Без ответов на эти вопросы приходится констатировать: кубанское казачество больше прислушивается к мнению и словам чиновников. Экономическая зависимость извратила некоторых представителей из числа руководителей казачьих дружин и отдалило от общества. Жители кубанских станиц ждут от этноса проявление «праведного гнева» на коррумпированную власть, беспредел чиновников и судов. Общество в ожидании, что казачество будет выступать на стороне большинства – народа. Но такой сценарий  е в интересах власти.

 

В каждом есть немного казака

До недавнего времени я мало интересовался тем, кем были мои прадеды. Отдаленно я знал, что мои предки не вальсировали на балах в Петербурге, не писали книг и мало чем отличались от крестьян центральной России.

И только благодаря невежеству одного кубанского атамана, организовавшего бедлам на радио в Крымске, я узнал о благородстве и доблести другого казака, жившего в начале прошлого столетия. Когда об инциденте услышал мой отец, он рассказал мне историю о казачьих корнях моей семьи. Она побудила меня досконально во всем разобраться, обратившись в недоступные для обывателя архивы.

Мои старшие родственники по линии отца и матери, жившие во время коллективизации, раскулачивания и лагерей – мелкие зажиточные представители казачьего сословия, проживавшие на территории современной Ростовской области. Предки содержали небольшой сахарный заводик, и, бросив все, уехали в Среднюю Азию в предвоенное время. Отец рассказал, что в детстве видел пожелтевшую карточку, на которой, по свидетельствам его родителей, сфотографирован прадед.

Старые фотографии благородны. Был ли счастлив и свободен мой дальний предок – тот мужчина с длинными усами, хитрым взглядом и кожаными вставками на брюках-галифе –  исследовать и узнать не представляется возможным. Казаки крестьянской России были другими: они культивировали земли, растили хлеб. Вероятней всего, они были бы удивлены образу жизни современных представителей казачества: их неприкрытой сервильности к власти, сомнительным обязательствам перед чиновниками, криминальному флеру некоторых атаманов, любви к переодеванию в женские наряды и искренней привязанности к деньгам из федерального бюджета.

Как выяснилось, мой прапрадед был казаком. Вероятней всего, в каждом есть «немного казака». Стоит ли сейчас стремиться быть ближе к предкам, вступив в ряды современного казачества и став одномоментно православным на всю оставшуюся жизнь? В моем случае, пожалуй, нет.

Сейчас важно, как никогда, быть честным с самим собой.

И быть свободным, несмотря ни на что.

Валерий Донской.

P.S. Валерий, твой текст опубликован. Ты классный журналист. И «оттуда» их достал…

3/3/2015
Дмитрий Флорин

Комментарии

Видео на Youtube